среда, 8 декабря 2010 г.

Мастер-класс: быстрочтение

Медленно читающий быстрее умнеет
Матео Алеман

http://www.livejournal.ru/zh_zh_zh/mts/id/462

Проблема необходимости скорочтения стоит не только перед школьниками и студентами, но и перед многими деловыми людьми. Когда на подготовку к встрече отводится лишь несколько дней или даже часов, а перед этим необходимо изучить определенную информацию, скорочтение приобретает важное значение.

Разнообразные курсы обещают, что вы сможете читать быстро как вслух, так и про себя, быстро усваивать текст, уверенно пересказывать, выделять главное, а скорость чтения увеличится в 1,5 – 5 раз. При постоянной практике можно читать от 240 до 600 страниц в час (усвоение 80-95%), повысить скорость изучения иностранных языков.

Ниже мы опишем несколько простых правил, разработанных Полли Бердом, которые помогут вам усовершенствовать собственную технику чтения. Следуйте им и вы сократите время, затрачиваемое на знакомство с бумагами, при этом полностью усваивая всю полезную информацию.

Техника быстрого чтения

Мы попробуем описать несколько основных правил этой техники.

Правило 1
Не возвращайтесь сразу к прочитанному, если вы что-то не поняли

При чтении любого текста глаза бегут только вперед. Если вы что-то не поняли, не возвращайтесь к прочитанному. Мысленно отметьте про себя, что вам не понятно и продолжайте читать. Скорее всего дальше по тексту вам станет ясно, что вы не поняли.
Бывает и так, что вы ловите себя на мысли, что читаете одну и ту же фразу уже несколько раз и при этом думаете о чем-то постороннем. Отложите книгу. Попробуйте понять, почему вы остановились именно на этом месте.

Правило 2
Боритесь с проговариванием

Человек обычно беззвучно проговаривает все, что читает. Таков стереотип, приобретенный в детстве. Поскольку скорость проговаривания ограничена, темп чтения повысить не удается. Предлагаем вам два упражнения, помогающие убрать проговаривание:

Упражнение 1.
Двигаясь взглядом по газетной колонке в умеренном темпе, попробуйте сделать небольшое ускорение (на несколько строк), а потом продолжать с прежней скоростью. Должно возникнуть ощущения, что небольшой участок текста вы поняли, но просто не успели проговорить. Надо начинать с маленьких отрезков, иначе ваш «страж» (то есть программа восприятия текста) забьет тревогу и отключит понимание. Постепенно увеличивайте длину «прыжка» до 5-10 строк.

Упражнение 2. Читайте текст с одновременным выстукиванием карандашом выбранного вами ритма. Звук должен быть не очень тихим. Этапы освоения этого упражнения:
1. Вы читаете текст, но у вас не получается ритм. Или наоборот, вы поймали ритм, но не можете сосредоточиться на чтении.
2. Вы читаете текст и не сбиваетесь с ритма, но не понимаете смысла прочитанного.
3. Вы читаете текст, не сбиваетесь с ритма, можете менять ритм, понимаете смысл прочитанного.
4. Вам уже не нужно выстукивать ритм. Ваши глаза легко скользят по тексту, вы увидели слово и поняли его, вы увидели всю строчку и поняли ее содержание, вы увидели несколько строчек сразу (всю страницу!) и поняли все, что в них написано. Вы читаете глазами. Заметьте в себе качественные изменения. У каждого они свои.

Правило 3
Расширяйте размер своей «Зрительной рамки».

Если размеры «зрительной рамки» человека равны 2-4 знакам, он читает по слогам. Если эти размеры 9-12 знаков, человек читает по словам, но иногда спотыкается о некоторые трудные слова. Человек, воспринимающий одновременно 20-30 слов, легко читает 240-360 слов в минуту.

Упражнение 3.
Попробуйте с карандашом в руках определить, сколько слов вам удается воспринимать за одну фиксацию. Однако учтите, что эта величина не задана жестко, она зависит от структуры предложения. Начинать чтение строки или фразы мозг стремится с одного слова. Попробуйте расширить свои зрительные рамки в эти моменты.

Правило 4
Следите за своим взглядом при чтении. Постарайтесь, чтобы ваш взгляд перемещался сверху вниз
.

Упражнение 4.
Возьмите простой текст (можно детскую книжечку) и разметьте ее следующим образом:
* * * *
Попробуйте научиться чувствовать, как движется ваш взгляд во время тренировки.
* * * *

Упражнение 5.
Фиксируйте количество слов, одномоментно попадающих в поле зрения, не читая их, смотрите как бы сквозь слова, отмечая лишь их контуры. Со временем вас может ожидать приятный сюрприз,
чисто механической фиксации окажется достаточно для усвоения слов.

Упражнение 6.
Проведите линию по центру колонки. Попробуйте добиться, чтобы ваш взгляд перемещался сверху вниз по линии. Вначале вам придется нелегко – ваш взгляд будет упорно вырываться из-под контроля.
Каждый текст читайте не менее 2-3 раз. Сначала как бы обозначайте движение глаз, а потом уже вчитывайтесь в содержание. При вертикальном чтении глаз фиксирует только незнакомые участки (ключевые слова).

Вы уже, наверное, поняли, что перечисленные четыре правила как бы дополняют друг друга и являются в конечном итоге чем-то одним. Разделили их, чтобы понять, от чего зависит скорость чтения.
Читайте текст, применяя все перечисленные правила. Вы увидите свои слабые места. Возвращайтесь к ним и работайте только над ними. Подтянув слабые места, вы почувствуете, насколько легче пойдет прогресс в системе обучения скорочтения.

Правило 5
Продолжайте совершенствоваться

Итак, вы читаете колонку шириной 20-30 знаков в идеальном режиме. Если круг вашего чтения – журналы и газеты, можно таким интервалом и удовлетвориться. Но если вы работаете с книгами, то надо продолжать занятия.

Упражнение 7.
Читайте заголовки газет или маленькие абзацы за один взгляд.

Упражнение 8.
Читайте текст, закрывая его часть (справа или слева) страницы.

Упражнение 9.
Это упражнение помогает усваивать прочитанную информацию, снимает нервное и мышечное напряжение. Замрите в любой позе (позвоночник, желательно, чтобы был прямой), отключите все мысли, расслабьте голову и тело, прочувствуйте все свои ощущения, все, что происходит вокруг вас и внутри вас. Выискивайте напряженные участки в своем теле. Направляйте свое внимание на расслабление этих мест. Если вы сможете, осознавая себя, удержать «безмыслие» хотя бы 1 минуту, это будет неплохим результатом и эффективным отдыхом.

Не ставьте скорочтение целью. Главное - осмысленное усвоение прочитанного.